| RSS
Чт
2024-04-25, 14:19
Весна поэтов
Главная Стихи
Меню сайта


Категории раздела
Хасипов Ренат [301]
Харольская Валерия [11]
Хартон Татьяна [10]
Хребтюгов Анатолий [44]
Христолюбова Ольга [21]

Живи ярко!

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Нормально
Всего ответов: 473

Статистика

Главная » Файлы » Буква Х » Хасипов Ренат

Семь английских сонетов с восточным оттенком
2008-09-02, 14:35
I
 В  большом  саду,  где  нежатся  тюльпаны,

а  лунный  блеск  рождает  благодать,

я  захотел  пичуге  звонкой  внять,

когда  его  заполнили  туманы.

 
В  большом  саду,  где  б  запахом  сандала

был  вдохновлён  и  мудрый  Маари,  *

со  мной  бюльбюль,  как  дервиш,  говорит

о  том,  что  в  жизни  мне  ещё  осталось. **

 

И  я  иду  к  возлюбленной  своей,

как  поутру,  проснувшись,  богомолец,

что  истомлён  работою  на  поле,

торопится  к  азану.***  Я  скорей

 

иду,  надеясь  встретить  там  судьбу.

И,  как  азан,  я  слушаю  бюльбюль. 

II
Говорят  рубайяты  Хайяма

небывалых  загадок  полны.

Только  строки  для  многих  темны

и  опасны,  как  проклятый  замок.****

 

Этот  замок  фантомами  полон

прежних,  ныне  ушедших  жильцов.

Близ  него  не  найдётся  судов,

и  его  не  касаются  волны.

 

И  лишь  избранный,  будто  Синдбат, *****

в  одночасье  откроет  ворота,

и,  почувствовав  близкое  что-то,

будет  этому  сказочно  рад.

 
Вот  поэтому  славный  Хайям

неизведанным  кажется  нам.

III

Вчера  прочёл  Писание  Святое

в  тени  ветвей  мне  мудрый  дед-хафиз.

И  мне  один  запомнился  хадис, ******

который  до  сих  пор  в  душе,  со  мною:

 

«Тот,  кто  не  проявил  к  тебе  вражду, -

он  оказал  тебе  тем  самым  дружбу».

Хафиз  добавил:  «"Что  ещё  нам  нужно?" –

на  сей  вопрос  ответ  я  не  найду…»

 

Мгновено  тень  ложилась  на  михраб. *******
А  мы  вели  беседу  о  духовном.
Старик-хафиз,  мыслителю  подобно,
всё  уверял,  что  мир  наш  без  добра.
 
 Я  произнёс: «Нет,  в  мире  меньше  зла!».
А  старец  дал  ответ: «Инша  Алла...»  ********
 IV
О  мой  тюльпан,  прелестный,  как  Шираз, *********
я  подарил  тебя своей  любимой;
ты  долго  цвёл,  теплом  её  хранимый,
и  поменял, наверно,  сотню  ваз.
 
Цветок  любви,  я  помню  чудный  день,
её  глаза  и  свод  бровей  михрабом,
когда  тебя  дарил  в  тот  час  отрадный
ушедшей гурии.  Но  пала  тень **********
 
на  наши  чувства,  охладив  их  вмиг.
и  я  теперь  к  другой  пылаю  духом.
А  где  же  та,  которая  по  слухам
теперь  живёт  и  нежится  с  другим?
 
За  ней  готов  пуститься  я  по  свету;
ну  где  ж  она,  цветок  из  снов  поэта?
V
В  миг  священного  намаза  ***********
раз один  крылатый  ветер
мне,  влюблённому  поэту,
весть,  исполненную  страсти,
 
преподнёс  от  милой  девы.
С  ней  в  десятый  час  рассвета
в  цвете  розы  прошлым  летом,
как  закончились  посевы,
 
я  беседовал  о  тайнах
жизни  древнего  Джамшида. ************
Но  бессмертно  знаменитый
сын  блаженного  Ирана
 
не  постиг бы  страсть  поэта, 
что  влюбился  в  деву  лета.
VI
Мы  все  пришли  безгрешными  на  землю,
но  путь  в  Джаннат  проходят  единицы.
Ведь  даже  аравийские  царицы
прожили  век,  Корану  строго  внемля. *************
 
Мухаммад - Пайгамбар  велел  всем  смертным
служить  ему  подобно  мусульманству.
Об  этом  повествуют  из  Корана
святые  суры. Всё  иное - тленно! **************
 
Пять  раз молись  за  сутки  о  пощаде 
своей  души, служитель  правоверный!
Дарует  Рай  Предвечный  не  за  скверность,
так  как  Джаннат - для  избранных  награда.
 
Ещё  учти,  что  сказано в  аятах:  ***************
Аллах - Творец  и  зла.  Но  это  свято... 
VII

«Зачем  возненавидели  Ислам?

Не  все  магометанцы – ваххабиты!

За  что  презренье  терпят  и  сунниты?!» -

спросил  толпу  собравшихся  имам.  ****************

 

Безмолвствовал  народ  в  мечети  старой.

Был  ранний  вечер,  полный  тишиною.

Седой  имам  с  курчавой  бородою

сидел  на  троне,  тихо  причитая. *****************

 

Потом  он  снова  свой  уставил  взор

на  молодых и  старых  богомольцев,

и  вновь  о  том  же  громко  он  промолвил,

на  этот  раз,  как  некий  приговор.

 

Читатель  мой,  прислушайся  к  поэту,

ведь  сей  вопрос  и  ныне  без  ответа!
 
------------------------------------------------------------------
* Абу аль Алла аль Маари - знаменитый персидский поэт
** Бюльбюль - соловей, дервиш - мусульманский священнослужитель, во многом похожий на христианского монаха (им приписывалось умение творить чудеса)
*** Азан - з д е с ь: просто молитва
**** Омар Хайям - поэт персо-таджикской литературы, с ним всегда связывали мистику, сейчас принято гадать на его произведениях.
***** Синдбат-мореход - герой-мореплаватель из арабских сказок, герой сказок Шахиризады - девушки, которая, в целях избежать смертной казни, в течении тысячи одной ночи с заката до восхода солнца рассказывала сказки жесткому падишаху (правителю).
****** Писание Святое - Коран, хафиз - священник, знающий наизусть текст Корана, хадисами считаются изречения Пророка
******* Михраб - з д е с ь: верхняя часть внутри мечети
******** Инша Алла - дай Бог
********* Шираз - столица Персии, прославленная своей красотой и воспетая древне-иранскими поэтами.
********** Вообще михраб -это купол мечети, но в персидской поэзии принято сравнивать его со сводом бровей, сводом бровей на уровне к носу любимой девушки (я думаю, что следует для это представить купол в перевёрнутом виде): гурия - по Ожегову: "В исламе и восточной мифологии: дева, услаждающая праведников в раю"; з д е с ь: только девушка.
*********** Намазом называют молитву у мусульман.
************ Джамшид - легендарный персидский поэт, ставший чуть ли не символом поэзии на Востоке.
************** Джаннат - Рай
*************** Мухаммад - Пайгамбар - Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и риветствует!); Коран - "Книга книг" в Исламе; Суры - разделы в Коране; аяты - подразделы в Коране.
***************** По Законам Шариата (сводом священных правил в Исламе) каждый мусульманин обязан молиться пять раз за сутки.
******************* Ислам - мусульманство, магометанство; ваххабизм ("Вахха  бию" в  переводе  на  русский  "Божий  путь") - секта Ислама, направленная на разжигание терроризма ценой самопожертвования; суннизм - классический Ислам, основанный пророком Мухаммадом Али Салялят аль Саламом (мир ему!) в раннем Средневоковье, самое распростронённое течение мусульманской религии, призывающее к миру и покорности Всевышнему; Имам - сан у мусульманских священнослужителей, существуют также наиб-имамы - настоятели мечети.
********************* У имамов есть свой трон, находящийся напротив молящихся.
 
Категория: Хасипов Ренат | Добавил: Murza
Просмотров: 779 | Загрузок: 0 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 8
(Mysteriya   
 

1 . Комментарий к произведению -

2008-09-04

  Написал (а) - Авдеева Яна : Ренат, сонеты ярки, восточно душисты, узорчаты и теплы. Мне понравились!
Однако, нашла некоторые несостыковочки:
"когда его заполнили туманы"-тут, видимо, имеется в виду САД, но контекст разорван еще двумя строками, отчего негладко читается.
В 4м сонете (он вправду хорош) конец мне непонятен. Герой охладел к одной, теперь пылает чувством (а можно ли пылать духом???) к другой. А за кем же готов пуститься по свету? -(
15:17)

 Ответ: Спасибо, милая! Подумаю.

  
 
(Mysteriya   
 

2 . Комментарий к произведению -

2008-09-04

  Написал (а) - Авдеева Яна : Еще "полный тишиною" режет: полный (чем?) тишины. разве не так????
Но повторюсь, что в целом, яркость сонетов привлекает!!:-)
Странно, что мало комментариев, может, из-за количества???))) -(
15:19)

 Ответ: Я тоже считаю, что из-за количества. Удачи, золотая моя!

  
 
(Урфин   
 

3 . Комментарий к произведению -

2008-09-05

  Написал (а) - Евгений Иванцов : Перечитал Ваши сонеты наверно раз 5!!! Не возьмусь коментировать смысл написанного ибо здесь поднят такой пласт восточной культуры и поэзии, что с моей колокольни рассуждать об этом было бы не корректно. Единственно показалась странной строчка "Ведь даже аравийские царицы
прожли век, Корану строго внемля" Если речь о царице Савской, то она помоему до встречи с Соломоном вообще язычницей была (солнцепоклонницей, если не ошибаюсь). Или речь о ком то еще? Отдельно хочу сказать спасибо за ваше желание показать красоту восточной поэзии и за то, что Вам это удается smile Думается, что без этого пласта культуры мир поэзии был бы не полным.

С уважением, -(07:24)

 Ответ: Огромное Вам спасибо за понимание! Я тут говорю о царицах (конечно в переносном смысле этого слова), то есть о жёнах арабских халифов.

  
 
(Яунс   
 

4 . Комментарий к произведению -

2008-09-05

  Написал (а) - Яунс Земенс : Мне нравится... wink -(20:22)

 Ответ: Спасибо!

  
 
(Sandra   
 

5 . Комментарий к произведению -

2008-09-05

  Написал (а) - Александра Пожарская : Рента, написано качественно, со знанием дела и темы, и терпением. Снимаю шляпу! Я сразу не комментила, т.к. много, а мне нужно время все вдумчиво прочитать.
Вот такие мелкеи замечания есть:
иССнов - 4 сонет в конце, - сливается, плохо. Получается И снов, от этого надо избавляться и на будущее следить.
прЕподнес - в 5,
прожИли - в 6.
Остальное кажется внятным, четким, в стиле прописанным.
С теплом, -(
21:17)

 Ответ: Да... Я ожидал меньших замечаний, Вы и Яна меня удивили, и за это я, конечно, безмерно благодарен и Вам, и Яне. Спасибо, Саша, подумаю на досуге! А без опечаток было нельзя: я очень трудно разместил здесь это произведение (это ОДНО произведение), и так увлёкся Востоком, что, видимо, стал забывать русский язык. smile Хорошо хоть, что моя речь не была похожей на фразу Станции Спортивной. smile

  
 
(ауров_в   
 

6 . Комментарий к произведению -

2008-09-07

  Написал (а) - Ауров Владимир : Ренат! Очень понравилось! Особенно первые пять. Вспомнился и
Есенин и Хайям. Две опечатки про которые говорил в ЛС сейчас не
нашёл. Наверно ты уже исправил. Последние два для меня немного
специфичны. Всё таки Восток дело тонкое, а особенно его религия.
Сам атеист. Кстати в детстве очень любил восточные сказки.
Путешествиями Синдбада зачитывался. smile -(
09:59)

 Ответ: Лично я до сих пор не могу разобраться в том, атеист я или мусульманин. Я вырос в семье коммунистов, и всегда интересовался оккультными науками, что противоречит Исламу. Здесь я пытаюсь раскрыть поэтическую сторону Ислама, ведь сам Пророк Мухаммад написал Коран в стихах. Спасибо!

  
 
(Ильич   
 

7 . Комментарий к произведению -

2008-10-14

  Написал (а) - Борис Аграновский : Я уже говорил, мне очень нравится такая форма: о Востоке сонетом. Но заметил некоторые неточности:
I
"как поутру, проснувшись, богомолец,
что истомлён работою на поле" не совсем логично быть истомлённым работой прямо с утра, тем более есть, ведь, и вечерняя молитва, и торопится к любимой вечером тоже как-то более логично smile
II
"Близ него не найдётся судов,
и его не касаются волны" я так понимаю, это образ обособленности замка, насколько я знаю образ отплытия на корабле используется для описания перехода в иной мир, но здесь не подчеркнуто иносказание и звучит несколько странно.
III
"Мгновено тень ложилась на михраб" по логике, разговор затянулся до ночи, чтобы подчеркнуть это и избавится от логической странности, лучше было бы просто "Ночная тень ложилась на михраб"
IV
На логическую непонятку уже указали до меня smile
V
"В миг священного намаза
раз один крылатый ветер" типа: однажды ветер в час намаза принёс мне весточку от милой smile Тогда лучше так и поставить строки
"Раз один крылатый ветер
в час священного намаза"

"в цвете розы прошлым летом" наверное - прошлым летом во время цветенья роз, правильнее
"в роз цветенье, прошлым летом"
VI
В первых строках - противопоставление, а потом - непонятно, потому что утверждение не подтверждающее противопоставление
"Ведь даже аравийские царицы
прожили век, Корану строго внемля"

"Мухаммад - Пайгамбар велел всем смертным
служить ему подобно мусульманству" служить ему, Муххамеду, подобно правоверным (мусульманам)? или служить мусульманству - обществу правоверных - как служат ему, Мухаммеду?

"Пять раз молись за сутки о пощаде
...
так как Джаннат - для избранных награда" мне кажется, что лучше как-то так
"Пять раз молись за сутки про пощаду
...
так как Джаннат - для избранных награда"

"Ещё учти, что сказано в аятах:
Аллах - Творец и зла. Но это свято..." я, конечно, извиняюсь, но мне кажется, что точнее -
"Аллах - и зла Творец. Но зло не свято"
VII
«Зачем возненавидели Ислам?
Не все магометанцы – ваххабиты!
За что презренье терпят и сунниты?!» а шииты - не терпят. Да и сноска не совсем исторически правильна, это течение "единобожия" и "чистоты" в исламе возникло в 18 веке и стало государственной религией Саудовской Аравии, с исламским терроризмом может связываться лишь по незнанию, хотя они, как и вообще все мусульмане ранее, были сторонниками газавата. -(14:25)

 Ответ: I
А утром романтичнее: восход солнца, пролёт ангела зари, и Л.Г. идёт к любимой. А если я скажу ночью, то читатели-мусульмане решат, что я иду на что-то не совсем доброе. smile
II
Да, стоит подумать...
III
Странно? А может ЗАГАДОЧНО? А как иначе про такую таинственную личность, как Хайям?
IV
Разумеется, я давно понял, что вся семёрка удалась не очень, ещё отредактирую. Просто я сейчас не в том духе, чтобы радактировать подобные свои произведения.
V
Опять согласен.
VI
Служить мусульманству, подобно ему. Вроде всё понятно. smile Далее тоже задумаюсь...
VII
Сунниты и шииты не понимают друг-друга, так как первые следуют нравоучениям Мухаммада, а вторые - его воинственного ближнего родственника Али. smile В каком веке? biggrin Я никогда не задумывался о том, когда наше течение получило политическое или другое официальное признание, я знаю, что почтение наш Пророк получил ещё при жизни. Почитайте Коран, если моих слов Вам будет не достаточно.

Спасибо!
С уважением, Ренат.

  
 
(Ильич   
 

8 . Комментарий к произведению -

2008-10-15

  Написал (а) - Борис Аграновский : Извини за настырность и торопливость в комментариях, Ренат, уточняю:

VI. Фраза так построена, что прямой смысл - Мухаммад велел всем служить ему - как? - подобно мусульманству, а не - Мухаммад велел всем служить мусульманству - как? - подобно ему. Когда речь идёт о таких серьёзных вещах, такие разночтения , по-моему, очень нежелательны.
И конечно - Аллах - и зла Творец. Но зло НЕ свято.

VII. В исторической справке я имею ввиду "ваххабизм", а идея самопожертвование больше присуща шиизму. Сунниты конечно составляют бОльшую часть правоверных, но всё же не всё мусульманство. Хотя в том, что и как мог сказать имам в мечети я Вам больше доверяю, чем себе. Просто на мой взгляд поверхностно "просвещенного" в проблемах ислама европейца, его высказывание именно такими словами - не совсем "политкорректно", на что я и хотел указать. Мне лично в исламе больше импонирует суфийская секта:) -(10:46)

 Ответ: Над фразой про Мухаммада я подумаю...

Я говорил о том, что Всевышний является Создателем и Зла, но никто об этом откровенно не говорит.

Я не знаю, правильно ли мы поняли друг-друга, но я в сонете говорил исключительно о том, что несправедливо обвиняют самое древнее и самое мирное течение мусульманства Суннизм. Имамы действительно много раз поднимали эту тему, и будут поднимать всегда. А я вообще не имею никакого уважения к сектам, хотя и понимаю, что и три величайших мировых религии тоже раньше так назывались.
Ещё раз спасибо!

  
 
avatar
Поиск

Счетчики

  • регистрация сайта в каталогах


  • Наверх сайта
    Copyright John © 2024