«Физики – Лирики» или законы поэзии глазами Золотого Дракона.
Сегодня дорогие мои читатели, я хочу рассказать вам свои размышления по поводу ритма, размеров и прочих нюансов поэзии, которые так усиленно культивируются на этом портале. Но чтобы вам было понятно, почему я такой ярый приверженец всего этого, вам необходимо понять, как я к этому пришел. Ну что ж, давайте взглянем на поэзию с точки зрения вечного! Многие из вас слышали это словосочетание «физики – лирики» И наверняка многие знают, что физики пишут неплохие стихи, но вот вопрос, а почему? Ответ достаточно прост, они понимают законы материальной вселенной. Физика это наука, изучающая законы материи. Теперь давайте взглянем на поэзию глазами физика… Наверняка многие из вас восхищались поэзией классиков, и, я думаю, многие из вас хотели бы чтобы ваше творчество пережило вас и ваши потомки читали ваши стихи. Мы живем в материальной вселенной, и все в ней существующее подчиняется определенным законам. Давайте вспомним, какой материальный объект считается самым красивым и долговечным? Кристаллы углерода, именуемые алмазами, самые твердые и долговечные! А Вы когда-нибудь задумывались, почему они такие долговечные, даже в природе? Да потому, что их внутренняя структура представляет собой строгую кристаллическую решетку, в ней нет никаких произвольностей. Самый красивый алмаз - это бриллиант. Ну скажите мне, милые дамы, кто из вас откажется от подаренного бриллианта? А теперь вдумайтесь: бриллиант - это тот же алмаз, только он еще и снаружи правильно ограненный. Все грани одинаковой длины. Понимаете? Он ровный и внутри и снаружи - именно поэтому он вечен, красив и имеет такую ценность. Какую параллель с классикой вы можете провести? Возьмите, например, Пушкина с его равносложными стихами и чудесным ритмом. Скажете в его поэзии души нет? Роботом написана? Нет. Его поэзия сродни бриллианту. Алмазы в природе не так часто встречаются. Поэтому человечество, поняв их внутреннюю гармоничную структуру и ценность, научилось выращивать искусственные кристаллы. Настоящих поэтов за время существования человечества было тоже не так уж много. Но если понять структуру их стиха, если понять законы вечного, то можно попробовать приблизиться к ним. Поэтому одна из моих идей: выращивать истинную поэзию искусственно. Многие скажут, что это очередной бред Дракона, но вспомните, триста лет назад никто и не помышлял об искусственно выращенном жемчуге или рубинах, а сегодня это обыденность. Так что, может, не такой уж это и бред. Давайте теперь посмотрим на другую вечность - звезды, квазары всякие, и прочие космические объекты, которые имеют строгие орбиты. По этим строгим орбитам они триллионы лет вращаются - и эти орбиты тоже не допускают никаких произвольностей. А вот астероиды и кометы всякие летают, как хотят и живут они соответственно по космическим меркам всего ничего. Да, красиво и романтично увидеть сгорающий метеорит в верхних слоях атмосферы, но это краткий миг, пшик и нет его. Также и все эти неравносложные размеры в поэзии, прочитал один раз и забыл о них. Давайте теперь на ритмику посмотрим. Всё живое подвержено цикличности - причем правильной цикличности - звезды, вселенные. Всё подвержено пульсациям, времена года сменяют равномерно друг друга - само Величество Время разбито на строгие размеры (а что может быть вечнее ВРЕМЕНИ?). Ваше сердце - и то бьется ровно и ритмично. Аритмия сердца сами знаете к чему приводит. Неравномерно растущие зубы и другие части тела приводят к уродству. Просто представьте себе человека который вам говорит, ах, эти строгие формы тела носили еще в 18 веке, и они давно вышли из моды, а у меня вот на правой ноге семь пальцев, а на левой восемь, и по моему это здорово))) Ну ведь глупо? Но почему тогда мы с легкостью соглашаемся с теми кто говорит что силлабика это архаизм и что в современной поэзии, приветсвуются все эти эксперименты с разными по длине строчками. Задумайтесь!!! Когда человек заикается, все понимают что у него дефект речи, но когда читаешь очередной амфибрахий, с ударениями стоящими где угодно, только не в нужных местах, или спотыкаешься на этих разной длины строках, то это нормально? Для меня это НЕ НОРМАЛЬНО, и я с такой постановкой вопроса никогда не соглашусь. Поэзия, это по своей сути гармоничный поток мысли, а не что-то мерзко вытекающее неровными толчками при прорыве канализации. Душа по своей сути тоже гармонична! И только у душевнобольных действия непредсказуемы. Человек, совершающий непредсказуемые физические действия, обычно приводит вас в расстройство. Кто из вас смотрел фильм про каплю воды, в котором показывалось, что с каплей происходит, если она течет по разным трубам, бьется о разные углы и прочие непонятные технические изгибы? Если вы смотрели этот фильм, то помните - кластеры воды теряют строгую форму, и человек, пьющий такую воду, подвергается риску болезни. А как кластеры приобретают гармоничную структуру? Очень просто: когда рядом кто-то произносит что-то чистое, гармоничное, ритмическое и светлое. Давайте вспомним, что поэзия основана на звуке. Частенько, читая чужие стихи, мы читаем их вслух. То есть мы задействуем звук. В основе слов лежат звуковые колебания, а звук - это волны. Теперь вдумайтесь в простую вещь… Буддисты монотонно, раз за разом, поют одну и ту же мантру, они произносят ее с определенной интонацией и ритмикой. Зачем они это делают? Ответ достаточно прост. Как вы помните, тело человека на 90 процентов состоит из воды и именно вода является основой всего живого. Мантры настраивают кластеры воды, находящейся в их теле, структура кластеров обретает гармонию и все тело приходит в особое состояние, позволяющее верующим войти в контакт с высшей божественной сущностью. Контакт невозможен, пока тело отвлекает на себя внимание адепта. Именно поэтому они настраивают его часами, распевая свои мантры. Возьмите восточную поэзию (хокку, например) - там есть строгий ритм и точный размер строк. Он точен именно по этой причине. Потому что восточные религии прекрасно понимают ЧТО лежит в основе духовного общения. Именно законы гармонии и ритма! Поэтому монахи часами могут повторять одно и тоже движение обретая в результате совершенство и познавая истину. Вы понимаете, к чему я клоню? Создавай раз за разом равносложные и совершенные формы стиха, вы открываете себе доступ к высшему духовному пониманию жизни. Поэтому я приемлю силлабическое и силлабо – тоническое стихосложение, и не приемлю верлибры и прочие неравносложные формы. Силллабика ведет вас к духовным открытиям. Более того, я искренне считаю неравносложные формы опасными для вашего здоровья. А их создатели просто не ведают что творят, если не сказать хуже. Просто по своей сути являются вредителями. Если вы сейчас опять вспомните сюжет фильма «Капля воды» то вы поймете, что читая такие стихи, вы разрушаете вашу внутреннюю гармонию. Кластеры воды, находящейся в вашем теле, встречаясь с такой вот «поэзией» приходят в ужасную форму и потом разрушают ваше тело. Поймите простую вещь: истинная Поэзия может возрождать к жизни, но бездумное обращение со словом может убивать. Отработав на посту редактора раздела «поэзия» и раздела «дебют» достаточное количество времени и будучи по своей сути духовным существом, я вспоминаю свои внутренние ощущения от ежедневного прочтения сотен недоделанных стихов… И я вам говорю прямо и откровенно: труд редактора опасен для жизни. Поэтому, зайдя на любой портал и встретив желчную и язвительную сущность, вы можете смело предположить, что перед вами человек наглотавшийся дряни по самую маковку. И частенко он находится на посту редактора или модератора. Только действительно сильные Духовные существа способны работать годами на этом посту и все еще оставаться нормальными душевно здоровыми людьми. Я искренне преклоняюсь перед такими людьми, потому что они прошли серьезную проверку собственного духовного стержня таким вот серьезным испытанием. Поэтому, пройдя все эти круги ада, я вынес простые и понятные для себя истины. Настоящая поэзия она всегда гармонична, имеет правильный ритм и размер, она несет в себе образы, которые понятны читателям и эти образы чисты и благотворно влияют на соприкасающегося с ними человека. Портал, который содержит такие стихи в большом количестве, способен на бесконечное процветание, потому что читатели, сталкиваясь с бесконечными тяготами обычной жизни и испытывая разрушение от своего окружения, будут возвращаться на такой портал, раз за разом, как к источнику с целебной водой. И только сумасшедшие и полностью деструктивные существа все еще будет настаивать на том, что верлибры и прочие неравносложные формы имеют право на жизнь. Это звучит жестко - но, прочтя все вышенаписанное, давайте наконец то поймем простую истину: Друг это тот, кто несет вам спокойствие, гармонию и благо. Это тот, кто помогает вам стать лучше. Враг всегда виден по своим истинным стремлениям - его слова и действия вводят вас в хаос и дисгармонию, они заставляют вас сомневаться в истинных ценностях. Его задача привести вас в полное сомнение и душевное беспокойство. Многие обвинят меня в недемократичности и прочих смертных грехах. Ну что ж, это их право. Но основная масса согласится с тем, что это нормально, когда люди отвергают наркотики несущие разрушение душе. И с моей стороны бороться с действиями, приносящие людям только духовное разрушение - это тоже нормально. И если вы действительно хотите жить вечно, творите сами чистое, доброе, гармоничное и вечное. Пишите равносложные формы стиха и относитесь к тем, кто их критикует как к врагам рода человеческого, потому что это так и есть. Помните, добро всегда побеждает зло и в веках останутся только те слова, которые несли живительную и созидательную силу. А все те слова или действия, которые несли людям дисгармонию и приводили только к душевному беспокойству, канут в лету и разваляться как смердящий труп. Мир вам и пусть все ваши творческие замыслы воплотятся и останутся в веках.
Написал (а) - Роман: Джонни, я бы не назвал тебя НЕдемократичным. Вот опять же, ты открыл раздел "неформат". Не начнётся такое, что народ вместо того, чтобы дорабатывать стихи или удалять, будет проситься в этот раздел? Ведь рамки неформата, как такового, очень могут быть размыты. Может быть пояснишь подробней по поводу того раздела. Это, думаю, будет интересно для всех. Что именно там можно размещать? Стих с ритмом, но без рифмы? Или же наоборот? Каким ты видишь этот раздел сам? -(17:45)
Ответ: Ром, иногда чтобы человек понял истинную ценность чего-то ему необходимо сравнить что-то с чем-то и убедится в этом самому. Вот на форуме Фабулы был такой раздел- назывался он "Башней Дракона" Его создали только по одной причине, администрации надоели эти вечные разговоры на тему, что автор вкладывал душу в стих, да он написан не по правилам, но автор считает что он написал что-то супер гениальное , а эти гадские Драконы не дают ему в Лирике это опубликовать. В результате всего этого я плюнул и предложил создать такой раздел- чтобы авторы сами могли убедиться, что отзывов на все эти неформатные веши они собирают очень мало, потому что истинная поэзия притягивает большинство обитателей форума, а вот неформатные стихи читают и оставляют отзывы только по причине старого знакомства с автором. Как показало время я оказался прав, Лирика как была самым посещаемым разделом так и осталась, а вот в Башне стихи чахли без внимания. Но как я писал в начале люди не воспринимают чужие слова, им во всем нужно убедится самим, полные запреты рождают недовольство и смуту. Мне она не нужна, поэтому раздел и был создан, хочешь неформат писать - пиши, но прочитав эту статью многие сделают правильные выводы. И я надеюсь, что большинство поймет, что писать силлабо-тонику это более престижно и более правильно, это приносит благо тебе и окружающим надолго, а неформат это минутный эпатаж, а не заявка на вечность.
Написал (а) - Сергей: Интересно. Я согласен полностью, Джон. Сразу вонникла мысль сравнить Портал с многоместным велосипедом (длинные такие): Ежели все ездаки будут крутить педали одновременно, то всем будет одинаково легко и прекрасно (это о весьма странных личностях, которые иногда сюда заглядывают), но при этом нельзя забывать и о равновесии (гармонии), которое тоже зависит от всех участников. Жизнь в гармонии, в необходимой размеренности - это ли не ключ к полному взаимопониманию? Если мы будем писать грамотно, ритмично, соразмерно, то тогда наш велик будет ехать долго и далеко. Что до рубрики "не формат", то здесь всё просто: нужно ограничить количество стихов в ней, допустим, до 20-30, и удалять их по мере накопления. Тогда у людей просто не будет стимула писать плохо, если они хотят надолго оставить след в Портале. -(00:19)
Ответ: Мое мнение, что новый раздел не формат, не должен преврашаться в свалку, а и в нем должна быть тоже Поэзия с большой буквы... Иногда читаешь не совсем ритмичные стихи, но понимаешь, что эмоции и мысли настолько хорошо были переданы автором , что они сами по себе несут гармонию. Эмоция к слову это ведь тоже волна, просто намного меньшей длины чем звуковая, и вот волны могут быть гармоничными, а могут быть и нет. Гармоничные волны эмоций вложенные в строки могут создавать ощущение , что стих вполне форматен, несмотря на неформатный размер. Поэтому иногда читая неформатные стихи я не готов отправить их в мусорку. Оговорюсь это бывает довольно редко, но бывает. Опять же чтобы автор мог публиковать тут и свои неформатные стихи, он должен сначала доказать собратьям по перу, что форматные он пишет с легкостью и они действительно прекрасны. Мне тоже иногда хочется написать что-то неформатное, но это просто следующий этап, когда ты чувствуешь что все уже сказал в классических формах и ты готов рискнуть, но показать мастер экстра класс, создавая строки которые при видимом неформате, все еще будут создавать ощущение гармонии и эстетики.
Написал (а) - Астахов Павел: Есть предложение. Кажется, даже, в Концепции Создателя мелькнула идея копить и хранить красивые стихи. Может быть создать раздел, например "Избранное" или там "Зе Бест" (не шучу) и выкладывать шедевры авторов портала. И читателям здорово и авторам стимул, а тем, чьи стихи попали в эту рубрику - и бальзам на душу и награда... ну и, думаю, ответственность за свое творчество возрастает. Ответь, что думаешь? -(02:06)
Ответ: Вот если честно я думал в самом начале что ваши странички и станут таким местом. А по сути ну разве что создать еще раздел "лучшее из лучшего")))
Написал (а) - Ольга: Очень понравилась статья. Так понятно все стало сразу. Я просто раньше чувствовала, что стихи, написанные с правильным ритмом и размером, несут в себе какую-то положительную волну, их приятнее читать и хочется читать, но объяснить это явление для себя я не могла. Интуитивно страралась писать правильно, убирая места, где спотыкалась или чувствовала какой-то непонятный дискомфорт. Прочитала вашу статью и нашла объяснения всем своим мыслям по этому поводу. Очень все логично. Спасибо. -(03:12)
Ответ: Спасибо Оля! Если вы понимаете основы, у вас большое будущее. Человек в собственной основе хороший и гармоничный. И только жизнь вносит хаос в его истинную гармонию, но большие духовные существа с крепким душевным стержнем всетаки могут этому хаосу противостоять.
Написал (а) - Астахов Павел: создать еще раздел "лучшее из лучшего"))) Можно и так. Можно авторов по местам сортировать, но думаю "лучшее из лучшего" и гуманнее для всех и понятнее, что именно там находятся шедевры. -(03:40)
Написал (а) - Анна: Человек подвержен крайностям, очень трудно оставаться на грани, балансируя и оправдывая и тех и других. Искусство - это не перманеннтное состояние, это движение, постоянный поиск той самой гармонии, потому что гармония между, она на грани. Абсолютная симметрия и правильность форм безжизненна, только исключая абсолют мы приходим к поиску и именно в этом поиске рождаются шедевры. Это ни в коей мере не опровергает мысль Дракона, напротив подтверждает ее. Потому как найденная форма, ее идеальность еще не признак шедевра, это только ступень к нему, это мощное орудие которым овладел человек, чтобы донести свое слово другим людям. Надо уметь это использовать, надо осознавать насколько важны правила силлабо-тоники в поэзии. Именно в поэзии, потому как в конечном счете именно это и называется поэзией. Вот такова моя мысль. -(09:07)
Ответ: Абсолют в любом случае не достижим при человеческой жизни. Искусство же в моем понимании это просто качество общения. Общение может быть разным, плохим и хорошим, ведь поэт пишуший стихи является фактически точкой -источником в общении между собой и читателем. Если источник доносит мысль до приемника- читателя качественно, и читатель будучи точкой-приемником может воспроизвести импульс направленный в его сторону, то общение качественное. И это и есть искусство. Когда поток образов направленных в сторону читателя невнятен, когда волна прерывается, или глушится отвлекающими его восприятие сбивками ритма, то читатель не воспроизводит нормально. Ну согласитесь, кому нужно телевидение, где кадры идут через пень колоду с помехами и заикаищимся диктором)) Никто не будет его смотреть. Также и тут. Поэзия будущего в моем понимании должна выйти на этот уровень- стихи будут похоожи на качественно смонтированные видеоклипы- красочные образы великолепный монтаж и абсолютная гармония. Читаешь стих и как видеоклип просмотрел, в нем есть все... и шелест гальки, и запах моря, и запах цветов и любимая женщина, и чувство счастья- и все это без помех восприятия. Такой должна быть поэзия.
Написал (а) - Астахов Павел: Написал (а) - Ольга : Павлу: А сейчас я еще иногда гласные считаю Странно. Я с самого начала своего креатива начал слоги считать и будучи школьником, на уроках лит-ры проверял размеры, помню - Некрасова и Маяковского, и до прихода на Весну, думал, что это моя метода, даже рекомендовал кому-то. Но это я так, хвастуюсь -(09:11)
Написал (а) - Астахов Павел: Искусство - это не перманеннтное состояние, это движение, постоянный поиск той самой гармонии, потому что гармония между, она на грани.
А я думаю, что Искусство - это создание гармонии, а не поиск.
Гармония между но не на грани - это золотая середина, как однажды высказался Бодхисатва, увидев как мальчик настраивает струну балалайки -(