Quote (caxapok-xakep)
Интересно будет узнать саму суть слова "мантра".
Я с позволения Джонни немного размещу пару слов о том, что такое мантра. Но то, что я разместил, весьма и весьма маленькая часть знания. Думаю, Джонни есть что добавить, так как я в основном написал про тот аспект, который ближе мне. "Мантра (санскр. मन्त्र, «рассуждение, изречение») — священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно встречаются мантры на санскрите. Мантры имеют ведическое индуистское происхождение, лишь позднее они были адаптированы в буддизме и джайнизме. Мантры часто сравнивают с молитвами и заклинаниями. В индуизме считается, что все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если слова используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, то могут формироваться так называемые «слова силы» или «фразы силы». Такого человека в древней Индии называли мантракара (санскр.मन्त्रकर, "творец мантр"). Священные тексты содержат множество великих мантр, величайшей из которых является слово «Ом». Мантра это не молитва, поскольку в мантре важен не столько смысл, сколько точное воспроизведение звуков.
Индуисты полагают, что мантра — это форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Идея того, что определённые слова и фразы могут быть подобным образом эффективны, основана на убеждении, что любое движение сопровождается звуком, хотя многие движения в природе издают звуки, недоступные человеческому уху. Более того, эти звуки на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понято только знающим — в этом случае возможно понимание «совершенной связи», или овладение «универсальным языком». Далее, в соответствии с тем фактом, что в реальном мире функция предшествует структуре, произнесённому слову предшествует мысль, которая в свою очередь является созидательной силой.Мантра - это технический приём для регулирования и настройки ума.
Мантры - это звуки языка Вселенной. Существует множество мантр, каждая из которых обладает собственными качествами, ритмом и воздействием. Когда мы произносим определённый звук, наше физическое и энергетическое тело резонируют с этой частотой. Наша энергия настраивается и синхронизируется с энергией и частотой воспроизводимых звуков. Сочетание звуков, резонанса и ритма мантры приводит к изменённому состоянию сознания, которое устанавливает рисунок для потока мыслей. Когда мы повторяем мантру, мы воспроизводим вибрации Бесконечного, которые вне времени и пространства. Мантра является выражением этих вибраций в слове. В начале мы делаем это сознательно и вслух, затем мысленно. Если ритм повторения правильный, и мы полностью сосредоточены, то повторение происходит само собой, а вы просто слушаете. Внутреннее безмолвие наступает, когда замолкает эго. Ум вибрирует молча в совершенной гармонии с бесконечным «я». Безмолвие наполнено вибрацией «Анахат». Когда вы достигаете совершенства в практике мантры, подобно музыканту, мастерски владеющему своим инструментом, вы сможете извлекать из неё радость, исцеление, сострадание или любое другое состояние.
Ведийские мантры читались. И потому неизменными должны были быть как правила их рецитации в сплошном и раздельном чтении, так и способы произношения. Потребность в правилах, нарушения которых – ввиду энергетичности самого сакрального слова – могли привести к деструктивным последствиям не только в социальном, но и в космическом масштабе, оказала значительное влияние на развитие индийского языкознания (грамматики и фонетики). Однако для действенности недостаточно корректности: мантры эффективны лишь при сопровождении правильными движениями – физическими и ментальными. Действенность же проверялась самими результатами: ведийские боги не могли не выполнить «заказа» жертвователя, они были бессильны против субстанции правильно направленной мантры.
К непереводимым мантрам можно отнести также возгласы в торжественном ритуале «вашат», «вет», «ват» а также самую сакральную – знаменитый слог «Ом». К переводимым в буквальном смысле, но значительно выходящим за границы смысловой «переводимости» относятся так называемые великие речения (махавьяхрити) – «бхур» («земля»), «бхувар» («атмосферное пространство») и «свар» («небо»). К третьему классу следует отнести знаменитую мантру (Ригведы, III.62.10) «гаятри» (она же «савитри» – «солярная»): «Мы хотим встретить этот желанный блеск бога Савитара, который должен поощрять наши поэтические мысли!» , которая выражает просьбу к богу солнца Савитару о вдохновении, посредством которого энергетический запас человека может быть направлен определенным образом. Эта «мантра мантр», считавшаяся «матерью Вед», могла произноситься каждым «дваждырожденным» и произносилась каждым брахманом (шепотом, полушепотом или про себя) ежедневно во время утренней и вечерней молитвы. Мантры занимали также важное место и в санскарах – обрядах «перехода» из одного биологическо-социального состояния индивида в следующее: все они содержат мантры, и само посвящение в них сопровождается их произнесением.
Буддизм оценивает магические словесные формулы в контексте критики ведийской религии и народной магии, но замещает их собственными. Примером может служить рассказ Дивья-аваданы о том, как девушка низкой касты по имени Пракрити, пытаясь безуспешно женить на себе любимого ученика Будды Ананду, обращается за помощью к своей матери, которая «изготовляет» (почти по рецепту Каушика-сутры традиции Атхарваведы) мантру-заговор на завоевание любимого. Цель почти достигнута, так как Ананду удается «доставить на дом» и почти заставить возлечь с Пракрити на ложе, но он находит в себе силы призвать на помощь Будду, который своими мантрами разрушает чары матери-колдуньи. Мать признается, что мантры Будды оказались сильнее. Коллекция канонической палийской Кхуддака-никаи открывается Кхудакапатхой (Чтение малых текстов) – компиляцией девяти малых текстов, предназначенных в качестве мантр для рецитации будущим либо уже посвященным монахом. Семь из них использовались и в качестве «защитных текстов», оберегов (паритта), использовавшихся впоследствии в течение веков для противодействия злым силам в Шри-Ланке.
В махаянской литературе появляется соответствующий паритте класс текстов под названием «дхарани» («защитные заклинания»). В целом они не относятся к оккультной литературе, но содержат «магические слова», именуемые мантрападами. Между дхарани и краткими Праджняпарамитскими текстами достаточно трудно провести устойчивые границы. Так, в Праджняпарамитахридая-сутре (3–5 вв.) утверждается, что должна быть познана мантра запредельной мудрости, мантра великого знания, мантра, «уравнивающая неравное», полностью успокаивающая всякое страдание, и неложная (сутра 8), которая предлагается в виде переводимой звукописи (в которой обыгрывается слово «ушедший») и завершается ведийской восклицательной мантрой «сваха». Текст в целом ассоциируется с «семенными слогами» (биджамантра) праджняпарамитской литературы. Будды и бодхисаттвы как божества махаянского пантеона имели свои мантры, а бодхисаттва Авалокитешвара считался хранителем известнейшей шестислоговой мантры «Ом мани падме хум», которую буддисты изображают на горах, перевалах, близ монастырей и населенных пунктов, в местах паломничеств. Мантра служит и памятью о значимом для буддизма событии, и знаком сакрального пространства, принадлежащего монастырю, и используется для различных других целей, а также в качестве повседневной молитвы. Среди школ буддизма махаяны наибольшее предпочтение мантрам оказывает японская школа Сингон-сю, основанная в 9 в. мистиком Кукаем.
Работа с мантрой включается в методику «быстрого освобождения» совместно с другими оккультными средствами вроде сакрализованных положений пальцев (мудра) или воображением формы того божества, на слияние с которым претендует «практикующий» (садхака). С помощью мантр можно обрести все, разрушить мантры врагов и даже устранить последствия всех проступков прошлого. Индуизм сохраняет ведийскую сферу применения мантр, значительно ее расширяет и одновременно резко усиливает тот аспект рассматриваемого понятия, который соответствует «магической формуле». Мантры вписываются в ритуальные диаграммы – мандалы и янтры, и адепт размещает их на своем теле с целью обретения божественной силы. Мантры воплощают сущность того, что они обозначают (и того, что находится вне возможностей обозначения), и при рецитации с должным сосредоточением и соответствующими жестами позволяют «практикующему» приобретать власть над предметами своего желания и всеми существами. Мантры популярны, однако, и в индуизме. Каждое божество имеет свою мантру («Шри Шивая намах» – «Поклонение священному Шиве», «Шри Ганешая намах» – «Поклонение священному Ганеше», «Шри Нараяная намах» – «Поклонение священному Вишну» и т.д.). Некоторые персонажи пантеона специально ответственны за мантры, как, например, тамильский Муруган, которому приписывалась должность следить за тем, как их читают, и выяснять их сокровенный смысл. Чтением пуранических мантр пробуждают богов перед началом храмового богослужения, и с мантрами же их укладывают спать Но чтение мантр занимает первостепенное место и в подготовке самого храмового жреца. Так, совершающие пуджу в знаменитом храме Джаганнтаха в Ориссе, пуджапанды, начинают свой день очистительным ритуалом, включающим произнесение мантр и омовение в воде, а прежде, чем погрузиться в воду, пуджапанда должен нарисовать на ее поверхности восьмилепестковый лотос, вписать в него буквы Кришна-мантры, привлечь особым жестом (анкуша-мудра) воды всех священных рек и водоемов и произнести ряд других мантр. Рядовые участники процессии в честь Джаганнтаха перед сном произносят 108 раз особую мантру, призывая богиню указать им место, где искать нужные деревья для обновления тела их бога.
Мантра «Харе Кришна, Харе Рама» в Международном обществе сознания Кришны призвана приводить распевающего ее адепта в состояние экстаза (для чего практикуются также музыкальный аккомпанемент и танец), и этих ступенек экстаза основатель Свами Прабхупада предписывал восемь. "