| RSS
Пт
2024-04-26, 21:09
Весна поэтов
Главная Стихи
Меню сайта


Категории раздела
Саша Венский [415]
Сашина Лилианна [58]
Семенов Евгений [4]
Семихов Владимир [25]
Седрик Хелен [18]
Синельникова Марта [4]
Сказка Анна [13]
Слука Александр [80]
Слепков Вениамин [22]
Смирнов Сергей [11]
Солнечная Елена [31]
Соболев Игорь [86]
Соловьев Юрий [95]
Соловьев Александр [1]
Старовойтов Артем [15]
Струина Лариса [194]
Стрелкова Екатерина [18]
Сысолетин Леонид [30]

Живи ярко!

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Нормально
Всего ответов: 473

Статистика

Главная » Файлы » Буква С » Саша Венский

Новгородское крещение
2009-01-22, 01:00

 «Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал.
Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам…»
Ф.М. Достоевский. Бесы


Как пошёл старый Добран из Киева
В Новгород вольный –
Окрестить непокорных славян
И огнём и мечом!
Да воздвигнуть соборы Христу,
Возвести колокольни,
А отступников веры
Хлыстать беспощадным бичом.

И собралось в урочные дни
Новгородское вече,
Молвил князь новгородский:
«Примите распятье Христа!»
Слушал вольный народ
Князя Глеба призывные речи,
Но ответил: «Не примем
Ни веры чужой, ни креста».

И явился на вольное вече
Мудрейший из старцев –
Волхв седой обратился
К собратьям, вещая исход,
Говорил: «Чужеродна нам вера
"Святых" чужестранцев…
Ведь заветами предков
Воспитан славянский народ.

Ну а к вере чужой были исстари
Русы терпимы!
Скоро век, почитай, как стоит
Их узорчатый храм!
Полон он благолепных икон,
Расписных херувимов...
Ну, а мы, Русы, молимся нашим
Славянским Богам!»

Волхв за вольность стоял
И народ призывал к обороне,
Не пускать, говорил,
Войско Добрана к древним стенам.
Не дадим надругаться над верой,
И честь не уроним,
Ведь Богами завещана вера
И предками нам!

Говорил, перейдёт через Волхов
По водной он глади,
И при этом он славил Богов
И взывал к небесам…
И стоявшего рядом мальчонку
Сиротского гладил
Стариковской рукою
По рыжим его волосам.

Чернорясный епископ,
Посланец земли Византийской,
Дабы смуту славян
В пользу церкви суметь отыграть,
Осенив крестным знаменьем люд
И распятие стиснув,
Умолял всех Святых ниспослать
Для людей благодать!

А потом говорил:
«Те, кто старой привержены вере,
Пусть ступают к волхву,
Что пророчил явленье чудес…
Ну, а те, для кого отворились
В храм истины двери,
Пусть к нему подойдут,
Под святого распятия Крест!»

И дружинники Добрана,
Как и дружинники Глеба,
Вкруг епископа встали,
Склонив пред распятьем главу,
Ну, а люд Новгородский,
Богам возлагающий требы,
Потянулся толпою великой
К седому волхву!

И тогда вопрошал князь
Свободного Нового града,
Прикрывая атласным плащом
Свой топор боевой, -
«Старец, ведаешь жребий ли свой,
Иль не знаешь расклада!
И насколько ты властен, старик,
Над своею судьбой?

И скажи-ка, премудрый,
Спрошу любопытства я ради,
Что случится с тобой
Этим вечером, я говорю?»
И ответил мудрец:
«Прошагаю по водной я глади
И другие я дива
Волшбою своей сотворю!»

И склонилось багровое солнце
К закату над миром,
Задрожали вокруг небеса,
Предвещая беду…
Глеб извлёк из-под полы плаща
Роковую секиру
И волхва разрубил пополам
У толпы на виду!

Присмирела в смятенье толпа
И взглянула на небо,
Но молчал в небесах громовержец
Славянский – Перун.
И тогда часть толпы перешла
В станы хитрого Глеба,
А другие остались стоять,
Где погиб их ведун!

И крестились по воле
Царя византийского Русы…
Непокорных сжигали живьём,
Стригли дев в монастырь…
Русь крестили огнём и мечом!...
И седых, и безусых,
Заставляли насильно учить
Привозную псалтырь!

Новгородская вольница пала –
Пришло Христианство:
Воздвигались соборы, кресты,
Колокольни окрест…
Процветала торговля,
Но множилось бедность и пьянство –
И снимались язычники в дали
С насиженных мест.

И порой на заре, под малиновый
Звон колокольный,
Можно было услышать,
Как рыжий монах молодой,
Обратясь на восход Красна Солнышка,
Пел, сердобольный:
«Упокой, Свят Ярило,
Дух старца-волхва,
Упокой!»

20.01.09

Категория: Саша Венский | Добавил: Sascha-Wenskij
Просмотров: 765 | Загрузок: 0 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 111 2 »
(Ильич   
 

1 . Комментарий к произведению -

2009-01-22

  Написал (а) - Борис Аграновский : Саша, как основа стиха явно использован фрагмент Иоакимовской летописи о крещении Руси в 988 – 989 гг. при князе Владимире, дошедшей до нас в составе «Истории» В. Н. Татищева. Летопись была составлена не ранее последней четверти XVII в., так что первому новгородскому епископу Иоакиму, за пересказ повествования которого выдал свой труд неизвестный летописец, источник текста принадлежать не мог. В тексте летописи есть некоторые нестыковки с общеизвестными событиями, но он очень интересен подробностью описания. Кроме того, исторический факт, что Татищев внёс в него некоторые исправления и дополнения. Вот как текст выглядел в черновике Татищева, как копия исходного текста:

"В Новеграде людие, уведавше еже Добрыня идет крестити я, учиниша вече и закляшася вси не пустити во град и не дати идолы опровергнути. И егда приидохом, они, разметавше мост великий, изыдоша со оружием, и асче Добрыня пресчением и лагодными словы увесчевая их, обаче они ни слышати хотяху и вывесше 2 самострела великие со множеством камения, поставиша на мосту, яко на сусчия враги своя. Мы же стояхом на торговой стране, ходихом по торжисчам и улицам, учахом люди, елико можахом. Но гиблюсчим в нечестии слово крестное, яко апостол рек, явися безумием и обманом. И тако пребыхом два дни, неколико сот крестя. Тогда тысяцкий новгородский Угоняй, ездя повсюду, вопил: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Народ же оноя страны, разсвирипев, дом Добрынин разориша, имение разграбиша, жену и неких от сродник его избиша. Тысецкий же Владимиров Путята, яко муж смысленный и храбрый, уготовав лодиа, избрав от Ростовцев 300 муж, носчию перевезеся выше града на ону страну и вшед во град, никому же пострегшу, вси бо чаяху своих воев быти. Он же дошед до двора Угоняева, онаго и других предних мужей ят и абие посла к Добрыне за реку. Людие же страны оные, услышавшее сие, собрашася до 5000, оступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла. Некия шедше церковь Преображения Господня разметаша и домы христиан грабляху. Даже на разсвитании Добрыня со всеми сусчими при нем приспе (и повеле у брега некие домы зажесчи, чим люди паче устрашении бывшее, бежаху огнь тушити; и абие) преста сечь, тогда преднии мужи просиша мира. Добрыня же, собра вои, запрети грабление и абие идолы сокруши, древянии сожгоша, а каменнии, изломав, в реку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видевшее тое, с воплем великим и слезами просясче за ня, яко за сусчие их боги. Добрыня же, насмеяхаяся, им весча: «Что, безумнии, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, кую помосчь вы от них чаять можете». И посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению. Воробей же посадник, сын Стоянов, иже при Владимире воспитан и бе вельми сладкоречив, сей идее на торжисче и паче всех увесча. Идоша мнози, а не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста. Тогда мнозии некресчении поведаху о себе кресчеными быти; того ради повелехом всем кресченым кресты деревянни, ово медяны и каперовы на выю возлагати, а иже того не имут, не верити и крестити; и абие разметанную церковь паки сооружихом. И тако крестя, Путята иде ко Киеву. Сего для людие поносят новгородцев: Путята крести мечом, а Добрыня огнем"

Рассматриваемый фрагмент, будучи переписан набело, претерпел следующие изменения:
Не совсем, видимо, уместные, на его взгляд, в этом контексте «самострелы» Татищев заменил древнерусским словом «пороки», а в речи Добрыни, обращенной к новгородцам, «помосчь» почему-то стала «пользой». Мира новгородские «мужи» теперь просят, «пришедше к Добрыне». Самое загадочное добавление – целая фраза после описания «пороков»: «Высший же над жрецы славян Богомил, сладкоречия ради наречен Соловей, вельми претя люду покоритися». Вы же делаете этот сомнительный образ центральным в стихе. Да и вообще, судя по тексту, как сказал товарищ Сталин: "Нэ так всё било". -(11:59)

 Ответ: 7 . Комментарий к произведению -

Сегодня

Написал (а) - Саша Венский : Борис!Спасибо Вам за внимательное прочтение и исторический экскурс...Читал я и фрагменты Иоакимовской летописи и другие источники(http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/326136)...Использовал Первую Новгородскую летопись...
Суть, по-моему, не в нюансах, а в главном, как проходило крещение на Руси...что это не было делом добровольным, но насильственным, и ещё многие столетия не могло оно - Христианство прижиться, и лишь только тогда, когда ассимилировалась в Русском язычестве!
С уважением, Саша -(13:08)

  
 
(родная   
 

2 . Комментарий к произведению -

2009-01-22

  Написал (а) - Наталья Лигун : смотрю и стих и теза первого оратора-редактора - МЕГАГИГАНТЫ. аж страшно.
одним словом - слово о Полке Венском ))) -(
13:10)

 Ответ: 

  
 
(Ильич   
 

3 . Комментарий к произведению -

2009-01-22

  Написал (а) - Борис Аграновский : Сам же случай с волхвом был уже после крещения Новгорода Добрыней. Глеб Святославич - старший сын великого князя киевского Святослава Ярославича. В 1067 г. Глеб получил Новгород, Около того же времени (1071) в Новгороде какой-то волхв хулил христианскую веру, бранил епископа и говорил, что пешком перейдет через Волхов. Народ слушал его, как человека боговдохновенного. Епископ стал на площади и звал к себе верных учению Христа; но граждане продолжали толпиться около волхва. Тогда князь, державший под плащом топор, подошел к волхву и спросил его, знает ли он, что будет с ним в этот день, и когда тот ответил, что сотворит великие чудеса, Глеб рассек ему голову топором. -(15:14)

 Ответ: 

  
 
(Кротков   
 

4 . Комментарий к произведению -

2009-01-22

  Написал (а) - Андрей Кротков : Саша, взгляните. Тут немало мелких недоделок smile

Христовые - так нельзя, только "Христовы"

прапредков - нельзя; пращуры, прародители, но никак не прапредки

пилигримы - это паломники; откуда они взялись в Новгороде, Новгород не Иерусалим и не Рим

Ударял в кудеса - непонятно

Осенил крестным знаменем люд - знаменИем; знамя и знамение - не одно и то же

кто старой подвержены вере - привержены

Пусть ступают к волхву - "пусть идут"; ступай/ступайте - только в повелительном наклонении

Богам отправляющий требы - СОВЕРШАТЬ ТРЕБЫ, выражение христианское, про язычников так не говорят; совершать требы может священнослужитель, но не народ

Старец, ведаешь ль жребий ты свой,
Или это бравада! - здесь ШЬЛЬЖР трудно выговорить; и откуда в 11 веке в устах русского князя французское словцо "бравада"?

Предвкушая беду - предчувствуя

Глеб достал - стилистически неточно; достать можно кошелек или зажигалку

Под хоругвии Глеба - хоругвИ

И учить заставляли заморский
Христовый псалтырь - Псалтирь книга ветхозаветная, к христианским новозаветным писаниям отношения не имеет -(16:06)

 Ответ: Андрей!Большое спасибо за ценные советы, почти вс1 поправил, но с КУДЕСАМИ немогу согласиться, ибо бударять в кудеса - это бить в шаманский бубен, что и делали волхвы - отсюда кудесник, или творить кудесы ври помощи таких вот действий.
Далее, псалтырь:
Псалтирь у славян

Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, Псалтирь была переведена на славянский язык, по словам летописей, еще свв. Кириллом и Мефодием. Древнейшие сохранившиеся славянские рукописи Псалтири относятся к XI веку (древнейшая глаголическая «Синайская псалтирь», а также несколько кириллических рукописей). Впервые славянская Псалтирь была напечатана в 1495 году в Черногории (см. статью «Сербуля»); часто встречающиеся упоминания о краковском издании 1491 года (первопечатник Швайпольт Фиоль) на самом деле относятся не к Псалтири, а к Часослову, хотя и нестандартного по нынешним понятиям состава.

[править] Псалтирь на Руси

На Руси Псалтирь обычно была последней, «высшей» книгой для обучения грамоте (после букваря и Часослова) не только среди священнослужителей, но и для лиц светских. Она оказала громадное влияние на древнюю письменность: летописи, сочинения Феодосия Печерского, митр. Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и разными местами и изречениями из Псалтири; многие фразы из Псалтири вошли в пословицы и поговорки. В Древней Руси был также обычай гадать по Псалтири.
ВИКИПЕДИЯ
Отправлять требы - понятие изначально языческое, заимствованное христианами, как, собственно, и все христианские мифы и легенды были заимсвованны из более ранних религий.Даже понятие православный - понятие языческое, то есть славящие Правь, а у Христиан даже понятий таких не было.Они называли себя правоверными, п потом"заимствовали" языческие понятия, как и многое другое...
Остальное буду дорабатывать!Спасибо!

  
 
(Кротков   
 

5 . Комментарий к произведению -

2009-01-22

  Написал (а) - Андрей Кротков : Саша, я не о том. Я о том, что Псалтирь входит в состав Ветхого Завета, а не Нового Завета, и по этой причине "Христового псалтиря" быть не может (слово Псалтирь - женского рода). Соображения, кем и когда она была переведена, что по ней учили грамоте и т. д. - это все верно, но к делу не относится.
Наши языческие предки никогда не были шаманистами, так что битье в бубен тут тоже ни при чем. -(
21:09)

 Ответ: Андрей!Спасибо за уточнения - с псалтырью разобрался...
Теперь в отношение предков: я не утверждаю, что они были шаманистами, хотя языческих волхвов и называют ещё белыми шаманами.Обряды во многом схожи, и руские кудеса, и шаманский бубен - это одно и тоже!Могу прислать Вам фотки с проведения языческих обрядов, ибо сам являюсь язычником уже более десяти лет...
С уважением, Саша

  
 
(Ильич   
 

6 . Комментарий к произведению -

2009-01-23

  Написал (а) - Борис Аграновский : Ох, Саша. Насколько я, например, уважительно отношусь к верованиям наших предков и вообще к язычеству, как духовному явлению, настолько же скептически - к "язычеству современному", в массе мало "празднующему" исторические источники, зато многое выдумывающему "от себя". Это касается и новомодной философии, и обрядов. Мне же кажется, что достижение состояния единения духом с Природой, что есть истинное язычество, не требует всего этого. Разные же учения об устройстве Мира всё равно говорят об одном и том же, оперируя разными терминами, ведь во всеобъемлющем понимании - Мир Един. А вот слова Ваши - "христиане мне не братья" - весьма прискорбны, т.к. не из единения исходят, а из отделения и "ненависти к иному", в чём, получается, Вы с "проклятыми христианизаторами" сродни smile Извините. -(12:51)

 Ответ: 

  
 
(Sascha-Wenskij   
 

7 . Комментарий к произведению -

2009-01-23

  Написал (а) - Саша Венский : Борис!Спасибо Вам за внимательное прочтение и исторический экскурс...Читал я и фрагменты Иоакимовской летописи и другие источники(http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/326136)...Использовал Первую Новгородскую летопись...
Суть, по-моему, не в нюансах, а в главном, как проходило крещение на Руси...что это не было делом добровольным, но насильственным, и ещё многие столетия не могло оно - Христианство прижиться, и лишь только тогда, когда ассимилировалась в Русском язычестве!
С уважением, Саша -(
13:08)

 Ответ: 

  
 
(Ильич   
 

8 . Комментарий к произведению -

2009-01-23

  Написал (а) - Борис Аграновский : Я ведь, Саша, о том, что можно было построить текст более аккуратно в смысле событийном, дать зачин о насильственном первокрещении Новгорода, а потом основную часть - о волхве, и мне кажется, было бы и точно, и понятно, и более объёмно-образно. И совершенно я с Вами согласен насчёт действительной "ассимиляции" язычеством христианства, а не наоборот smile Вот почему мне это - "христиане мне не братья" - кажется особенно непонятным и прискорбным. -(13:24)

 Ответ: Борис!А в тексте ведь сказано, что стоял храм Христианский в Новгороде, молились в нём христиане, а основное население славило своих исконных Богов!
И ещё вопрос: а в чём Вы видите необразность изложения?
В отношение чёткости изложения событий - попытаюсь сейчас найти именно тот текст, который использовался мной при написании...Спасибо!

  
 
(Ильич   
 

9 . Комментарий к произведению -

2009-01-23

  Написал (а) - Борис Аграновский : Саша, два исторических события, включенные в стих, достоверно произошли в разное время: крещение Новгорода Добрианом - около 988, убийство волхва князем Глебом - около 1071. Разница в 80 лет - это, для примера, время существования Советской власти smile Я не об отсутствии образности говорил, а о том, что разделение, а не слияние, этих событий в стихе дало бы бОльший объём в представлении у читателя о значения языческой веры для населения Руси и об истинных темпах "внедрения христианства" smile А значит и образ "русского духа" предстал бы у Вас более объёмно. -(14:41)

 Ответ: 

  
 
(ауров_в   
 

10 . Комментарий к произведению -

2009-01-23

  Написал (а) - Ауров Владимир : Зы! Может и есть исторические неточности, но честно говоря не специалист...
А суть по мне в том, что не может быть путныи то. что внедряется огнём и мечом.
Единение конечно хорошо, но кого и с кем. и в чьих интересах?
От единения церкви с власть придержащими с обоюдными интересами меня тошнит...
А стих понравился. -(
18:50)

 Ответ: 

  
 
1-10 11-11
avatar
Поиск

Счетчики

  • регистрация сайта в каталогах


  • Наверх сайта
    Copyright John © 2024