Для колонки редактора
Концептуализм Концептуали́зм (от лат. conсерtus — мысль, понятие) — термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий. Исторически концептуализм возник как направление ранней схоластики (XI—XII вв.), стремившееся сочетать основные постулаты широко распространённого в то время неоплатоновского реализма (Неоплатонизм) с метафизикой аристотелизма, приобретавшей всё большее влияние среди представителей теологической ортодоксии. В философии этого периода доминируют две основные проблемы универсалий: онтологическая, поставленная Платоном, — о реальном (объективном) существовании общего (единого) «до и помимо» единичных вещей, и методологическая, поставленная Аристотелем, — об общем (едином) как основе доказательства. Классическим примером концептуалистского решения этих проблем считается теория универсалий П. Абеляра (заимствованная им по существу у Ибн Сины), согласно которой универсалии существуют до сотворённой природы в божественном разуме в качестве «концептов» бога и прообразов единичных вещей; универсалии существуют в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу (тождественное одному и тому же тождественно между собой); наконец, универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий. В поздней схоластике близкой к такой трактовке универсалий была позиция Иоанна Дунса Скота и в особенности Фомы Аквинского.
Схоластический концептуализм является по существу теистическим: общее не самосуще, как у Платона, и не сотворено в «вещном мире», как у Аристотеля; лежащее в основе доказательств фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божественном разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная гармония). Позднее, уже в новое время, когда интерес к указанным выше проблемам ослабевает и в философских системах значительное место начинает занимать психологическая проблема образования общих понятий, концептуализм постепенно утрачивает характер философско-теологической доктрины и становится одним из принципов теории познания, согласно которому общее рассматривается только как результат абстракции.
Необходимо различать и то, что, например, в русском искусстве конца ХХ в. концептуализм — одно из самых влиятельных (а после и массовых) течений, вовлекающих пародирование так называемого «всего советского» гротесково-советским же стилем (это касается как изобразительных искусств, так и литературы); в литературе (особенно, поэзии) концептуализм часто противопоставляют метареализму.
|