Загадочный средневековый Краков, тысячелетний - может даже больше. Столица королей и древних замков, алмаз в короне доброй старой Польши. Седой смотритель в полудреме замер, и, освещенная неярким светом, глядит миндалевидными глазами красавица с парадного портрета. Она сидит слегка вполоборота, открыта и строга одновременно, как будто бы сказать мне хочет что-то - понятно, озорно и откровенно. Скажи мне честно, кто же ты такая, прекрасная ясновельможна пани - таинственная Дама с горностаем, Чеччилия Франческа Галлерани?
Велик Милан в неповторимом блеске, богат, силен и для врагов опасен. И светится Кастелло дель Сфорцезка с твоей, увитой лозами, террасы. В семнадцать лет судьбою правит сердце. Пускай шипят - метресса! Фаворитка! Пускай себе... Великолепный герцог тебе подарит ласку и улыбку. Тебе вовсю завидуют вельможи, портрет заказан кисти Леонардо... Жаль, постоянство в жизни невозможно - судьба перетасовывает карты. В поклонах не согнутся царедворцы, глядят куда-то вдаль с гримасой сонной, и даже Моро - Лодовико Сфорца уже не шепчет : mia bella donna... И он, с вершины мнимого величья, забыл свою прелестную подругу, отдав феррарской сучке Беатриче корону, герб, Ломбардию и руку. Ах, время! Пять столетий канут в Лету. Но суждено в истории остаться пронзительно-манящему портрету работы гениального тосканца.
Под тихий шелест шин автомобильных фольварки за окошком исчезают, и чудится мне девушка Чеччили с хорьком...А может, правда - с горностаем?
Чеччилия Галлерани - фаворитка миланского герцога Лодовико Сфорца, по прозвищу Моро (Мавр). Горностай (гале) - средневековый геральдический символ, означающий благородство. Присутствовал на родовом гербе рода Сфорца.
Написал (а) - Авдеева: Написано хорошо! Первая часть мне понравилась больше. Целый сюжет поместился в это произведение! Люблю средневековье... -(14:55)
Написал (а) - Бородин: Спасибо. Вообще-то, это конец 15-го века, рассвет Ренессанса. -(15:00)
Ответ: Верно. А Лодовико Сфорца имел прозвище Moro, что на ломбардско-миланском наречии означает "чернявый" или "смуглый" - за очень смуглую для северного италийца кожу и густейшие черные волосы. Мавром (т.е. арабом, который по-итальянски будет Mauro) он по происхождению все же не был.
Написал (а) - Владимир: Восхищен прочитанным. Средневековье - и моя любимая тема. С уважением, Владимир -(15:18)
Ответ: Да вообще-то это уже "эпоха Воздержания", рубеж 15-16 веков... Условной границей Средневековья сейчас принято считать дату смерти Данте (1321 год).
Написал (а) - Татьяна: Прекрасное стихо! Там ( в 16 строке) лишнее "ч" закралось...)))
В то время правителем Милана был Лодовико Сфорца (Моро). Дожидаясь пока его наречённая Беатриче д`Эсте подрастёт, Моро сделал своей любовницей шестнадцетилетнюю Чечилию из знатного рода Галлерани. Со временем, когда при дворе воцарилась Беатриче, он выдал замуж свою возлюбленную, родившую ему мальчика, которую Моро официально усыновил. Чечилия Галлерани была ослепительно красива и образованна, и примерно в 1483 году Леонардо написал её портрет (“Портрет дамы с горностаем”). То была чудесная, неуловимая пора любви. Леонардо смотрел на нежное лицо молодой женщины и писал его таким, каким впервые увидел в зеркале и опытной рукой запечатлел на полотне душевную красоту Чечилии. Чечилия, сидя неподвижно в окружении придворных дам, смотрела на Леонардо. Вероятно, в залу впускали горностая, который то и дело убегал из своей клетки, пугая юных дам. Но находчивый, неистощимый на выдумки Леонардо всякий раз успокаивал их какой-нибудь импровизированной сказкой или легендой. Сказки эти предназначались, прежде всего, Чечилии. Чечилия побывала в мрачной мастерской Леонардо, видела там кузнечный горн, наблюдала за его напряжённым, озарённым пламенем лицом. Леонардо показал ей свои скульптуры и первый металлический остов огромного коня. Она видела его анатомические рисунки, представляла себе его растерянность, страх перед трупами, который всё же отступил перед неуемной жаждой познания. Знала она и о внутренней трагедии этого одинокого человека. Она его полюбила и уже догадывалась о невысказанных чувствах Леонардо. Мы не можем сказать с уверенностью, принадлежало ли Чечилии послание к Леонардо, начинавшееся словами “Мой Леонардо”, которое впоследствии Леонардо вымарал в своей записной книжке. Но мы точно знаем, что Леонардо и Чечилия были друг с другом на “ты”, хотя в те времена даже между супругами, родственниками и друзьями принято было обращаться друг к другу на “вы”. В той же записной книжке Леонардо сохранился неоконченный черновик письма Леонардо к Чечилии: “Несравненная донна Чечилия. Возлюбленная моя богиня. Прочитав твоё нежнейшее…” -(
16:01)
Ответ: Все правильно, прошел по этой ссылке. Был, конечно соблазн написать историю возможных отношений Мастера и модели, но, в конце концов, решил остановиться на судьбе самой Чеччилии и картины.
Написал (а) - Джон: Кстати, ты как администратор имеешь право и сам размешать что -то свое в этом разделе что по твоему мнениие уже к нетленке относится)) У меня к админам и нашим редакторам высокий уровень доверия, так что без проблем, причашайтесь в любое время и сами)) -(16:50)