…Уральский город. Тыл. Война Грохочет по Европе. Год - сорок третий. Тишина - Вечерней мглы гамбит…
Идёт трамвай; два сизаря Бегут от рельс галопом… Военный, «Беломор» куря, На номерок глядит.
- Не тот… Старлей кулак раскрыл, Откашлял кровь в платочек. Не слышит он (контужен был) Ни звука за спиной. А за спиной – ОНА стоит, Всё шепчет: - Мой милочек… Глазам не верю - суженый, Любимый, дорогой!..
Текут минуты, словно сон, Пустеет остановка. "Идёт, кажись, ещё вагон – Четвёрка? Значит, мой". Окурок - в урну; чемодан Подхвачен со сноровкой...
Вдруг - звонкий голос за спиной, Знакомый и родной:
- Вы что ж, товарищ лейтенант, Своих не узнаёте? Должно быть, позабыли всё За столько долгих дней?.. - О, Боже! Римма! Это - ты?!.. Вы с мамой – здесь? У тёти?..
Вот это да! Какой сюрприз!
Не верится, ей-ей!..
Одни - в измученной стране, Огромной и голодной... Она – в эвакуации, Он - в госпиталь попал…
Написал (а) - Елена Черных: Михаил, очень трогательное стихотворение! И очень трогательная история. Каких только сюрпризов не бывает в жизни! Так всё понравилось. Но во втором катрене, если не ошибаюсь, ритм иной, чем в других... -(15:45)
Ответ: Я бы так не сказал... По слогам - идентично, просто в некоторых словах иное расположение ударений... Насколько я знаю, это допустимо [и присутствует порой даже в стихах "великих" :)]... По-моему, в данном случае восприятие стиха в не пострадало из-за этого факта.
Написал (а) - Александра Пожарская: Давайте посмотим внимательно: Тип рифмовки: А-B-А-С D-B-D-C.
2 строфа: A-B-A-C D-B-A-C
3: A-B-A-C D-B-A-C
4: A-B-C-D E-B-F-D 5: A-B-C-D A-B-E-D
Михаил, вначале меня порадовала оригинальность типа рифмовки - затем она сменилась (2 и 3 строфа), но все-таки еще наблюдалась системность. А далее в остальных строфах так, бессистемно. Вы, конечно, будете со мной спорить, но мне кажется - подчеркнуть необычность рифмовки и отточенность рифм в целом помогает именно системное ее повторение - она и так уже интересна сама по себе. А такой бессистемный разброс как-то беспомощен - будто хотел выдержать схему и не смог. ИМХО, конечно.
Далее: Сами рифмы наличествуют во всем своем многообразии: женские и мужские в 1 строфе сменяются дактилической во 2 и дальше меняются на протяжени стиха. Не знаю, хрошо ли это. Во всяком случае, это связано с первым замечанием.
Теперь то, о чем говорила Влада: ритм в целом. _ / _ / _ / _ / _ / _ / _ / _ // _ / _ / _ / _ / _ / _ / (+ 4 строки так же в 1 строфе) 2 строфа: _ / _ / _ / _ _ _ / _ _ _ / _ _ / _ / _ / _ _ _ / _ / _ /
Кол-во слогв то же, но кол-во стоп разное. Это ямб: нечетные - 4-стопный, четные - 3-стопный. 2 строфа: уже везде трехстопный. А кол-во слогов сохраняете за счет разного типа рифмовки, как я уже указала. Хорошо ли это? Не знаю. Скажу лишь, что ели писать силлабо-тоникой - такой смены стоп, наверное, не стоит допускать. Кстати, в тонических стихах - где как раз допустимо различное расположение ударений (дольник, паузник, акцентный стих) - тоже есть система. Это только кажется, что допустил пару вольностей - и вот оно, уже тоника. Везде есть законы - тем более в силлабо-тонике. А Вы в этом направлении замечательно умеете писать.
Далее по общим впечатлениям и более мелким замечаниям: - 1 строфа чудесная - вводит читателя в обстановку. Жесткая, напористая, самая-самая для стиха. Хороша! - Далее, "зА спиною" - лучше избегать тех моментов ,когда ударение падает на предлоги. Это неестественно для русского языка. - милочек-милый - совсем рядом. тавтология - етсь ведь и другие нежные слова для суженого ,правда? - здесь-здесь - тоже плохо в 4 строфе. - знакомый и родной - плеоназм (скрытая тавтология). Если родной - то уж точно знакомый, правда? Как-то водянистостью отдает - можно более сильно сделать.
Оно в целом очень хорошее - конец раскрывает суть стиха. Начало сильное, но как-то вот недоработанностью на меня повеяло. С теплом, -(
22:25)
Ответ: Саша, огромное спасибо!!! "Проработал" стихо, конечно, идеала не достиг, но поправил многое [не могу менять "акценты" во вред правдивости содержания - всё же это ТАК и было...] Очень жду твоего отклика на правку!
Написал (а) - Елена Черных: Михаил, никакого вакума вокруг стиха нет . Просто редакторы просматривают и другие стихи. Надо немного подождать и дойдёт очередь и до этого произведения. Вы не волнуйтесь. Ситуация под моим строгим контролем. -(23:08)
Ответ: Искреннее спасибо! Вот и "вакуум" сразу же рассосался! Сел работать над стихом
Написал (а) - Александра Пожарская: Михаил, при первом прочтении - уже намного лучше. Завтра сяду на свежую голову еще раз - и тогда уже подробнее) -(20:10)
Написал (а) - Аркадий Эйдман: Миша, история трогательная и , естественно, дорогая Тебе. И хорошо, что это ощущение (то, что она Тебе дорога) удалось передать. Чтобы я посоветовал? Проредить глагольные рифмы, они обедняют текст (стоит-глядит, раскрыл-был, узнаёте- живёте, попал-настал), т.е. за исключением одной строфы, во всех остальных есть пара глаголок... И ещё, в двух последних строфах последние строчки: Звезда Души моей, из Звёздный час настал...я бы от одного звёздного образа постарался избаввиться... с теплом -(21:40)
Ответ: Аркаш, сапсибо за тёплые слова и за конструктивную критику. Подправил, на мой взгляд, всё, что можно. "Глаголку" в последней строке хочу сохранить - не поддаётся она мне, не хочу терять главное - "плавность" и "повествовательность" финального аккорда...
Написал (а) - Елена Черных: Да, Миша, я бы тоже убрала вариант со звёздами. Несколько пафосно для такой трогательной истории. Здесь нужен какой-то более "тонкий" образ. -(23:09)
Написал (а) - Елена Черных: Миша, действительно намного лучше начального варианта. Вот только у меня вопрос. Если солдат контуженный и не слышит, то как же он голос своей девушки услышал? Я не очень здесь поняла... -(22:04)
Ответ: (Лейтенант :)) На самом деле (а всё так и было в действительности) она подошла близко и громко за его спиной сказала ИМЕННО эту фразу...
Написал (а) - Елена Черных: Миша, а концовку всё-таки изменить бы надо -(22:50)
Ответ: Знаешь, Лена - я конечно понимаю, почему идёт такая "травля" глагольных рифм - на них легко и быстро можно "накатать" стихо - думаю, 4 катрена напишу за 15 минут примерно Но, согласись - тут не тот случай... Да и у "маститых" они ВСТРЕЧАЮТСЯ, чего уж там... А главное - я пробовал, и не раз - ничего путнего в ЭТОМ СТИХЕ так и не смог выдать...