...................... К картине Константина Васильева "Свияжск"
На горном останце за тридесят дён
Для завоеванья Казани
Зело хитромудро он был возведён
Небесным царю указаньем.
Но видно иною была ипостась -
Молитвенник стал, а не воин.
Он храмами вырос, усердно крестясь,
Деяньем святым обустроен.
Но те, кто Иуду кумиром избрав,
Грозили святым кулаками,
Здесь начали жизнь перемалывать в прах
"поволжскими соловками".
А после в заботе о людях нашли
Решенье проклятьем повторным -
Водой навсегда кровь и слёзы залить,
Устроив потоп рукотворный.
Лечить тяжелее безумье вождей,
Чем тех, кто здесь принял леченье.
Не колет укором сановных очей
Безлюдие и запустенье.
Не кончен разлив, что твой путь перекрыл
Грехами, как тучами - солнце,
Но бродит Душа у родимых могил,
Надеясь - народ к ним вернётся.
12.03.2009
---------------------------------------------------------
Отступая в 1550 году от Казани во время своего очередного похода, Иван
Грозный остановился на правом берегу Волги и выбрал место для постройки
будущей крепости. В 1551 крепость была собрана за 4 недели из деталей,
заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге. Построенный
вскоре город стал базой русских войск при осаде Казани в 1552 г. По
легенде царь Иван Грозный был вразумлён свыше во сне.
В ХVIII-ХIХ веках Свияжск был монастырским городком с постоянным
населением около 3 тыс. человек, с Троице-Сергиевским, Успенским и
Иоанно-Предтеченским монастырями и приписанными к нему деревнями и
земельными угодьями.
В 1918, на «военно-передвижном фронтовом литературном поезде имени
Ленина», Троцкий, а также Всеволод Вишневский, Демьян Бедный, Галлинг
Келлер и др. привезли в город Свияжск памятник Иуде «…представив его во
весь рост с поднятым кулаком к небу…». Памятник Иуде простоял недолго.
Его сняли, а на его место поставили памятник Ленину.
С конца 1920-х годов Свияжск являлся местом изоляции заключенных,
филиалом ГУЛАГа. Успенский монастырь был превращен в тюрьму.
Духовенство уничтожалось. За короткое время в тюрьме исчезло около пяти
тысяч человек. Куда они пропали, документов об этом нет. Горожане
Свияжска говорят, что монахи на острове собирали мешками человеческие
черепа и кости (хотя на острове кладбища нет) и предавали их земле.
Город приходит в запустение, уничтожаются и подвергаются поруганию
церковные святыни, памятники истории и культуры. В 1956 году
заключенных в Успенском монастыре гулаговцев заменили психбольными,
затем открыли пансионат для умственно отсталых детей и школу слепых.
После затопления водохранилища в 1956 году Свияжск превратился в
остров. Ставшие островитянами горожане продолжали жить в ветшающих
строениях этого естественного исторического заповедника, оторванного от
внешнего мира. К 1995 году в Свияжске насчитывалось 286 жителей, в
основном преклонного возраста.
Лишь в 1960 году Свияжск был объявлен памятником истории и культуры
России, а спустя два десятилетия включен в проект Списка таких
памятников СССР. Сейчас остров-град Свияжск включен в предварительный
список культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В 1997 году в ведение
Казанской православной епархии был передан Успенский Богородицкий
монастырь, призванный оживить древний град, привлечь к восстановлению
памятников истории и культуры реставраторов, поднять из руин весь
остров-реликвию. Тогда же Свияжск обретает статус острова-града, в
следующем году утверждается концепция его возрождения.
Написал (а) - Нечай: ...........Нет слов... СПАСИБО.))))) -(14:44)
Ответ: Спасибо, конечно, Елена Нечайевна У меня, как видите, тоже слов оказалось не больно много и не больно хорошо они сложены, а уж на отлично - не тянет вовсе. Так что, прошу, остерегитесь с оценками Вы не объективны :)))
Написал (а) - Нечай: Прошу прощения. Я не литературный критик. Больше не буду. -(08:18)
Ответ: Товарисч Нечай Я страшно рад видеть и Вас и Ваш коммент. Тока не дуйтесь на мой обычный недипломатический пассаж, Ви же сами знаете за мою скромность. Так что вооружайтесь объективом
Написал (а) - Нечай: За правду нельзя обижаться. Просто, для меня, как всегда, важен дух произведения. К сожалению, в тонкостях поэзии слабо разбираюсь. Поэтому лучше молчать. -(13:46)
Ответ: Зачем же, я к этому не призываю Здесь у нас много, кому можно восхититься. Тем более - вооружась конструктивным критическим объективом Тренеруйтесь