Сегодня ночью я попытался понять, каким законам подчиняется ее величество Поэзия . Или как отличить стих однодневку от стиха, который можно было бы назвать классическим. Еще один из мучавших меня вопросов, а можно ли вывести какой-то закон или какую-то формулу с помощью, которой можно было сразу сказать, какое будущее ждет то или иное стихотворения. Согласитесь, непростые вопросы и возможно, многие скажут, что найти ответ на них просто не возможно, потому что дело скорее всего в тех образах которые заложены в само стихотворение, а восприятие читателя субъективно, и как гласят известные строки Тютчева : «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.» Но один из моих основополагающих постулатов гласит, что даже у целой жизни есть свои законы и общий знаменатель, который в принципе можно понять и описать.
Ну что ж , давайте для начала попробуем понять, что же лежит в основе поэзии. Что в ней так завораживает, и заставляют миллионы людей браться за перо снова и снова. Ответ на этот вопрос достаточно прост – в основе поэзии лежат гармоничные звуковые колебания. Именно они придают стихотворным строкам ту изюминку, которая отличает поэзию от прозы.
Будучи редактором и читая ежедневно различные стихи, я обратил внимание на интересную особенность, иногда стих может быть идеальным с точки зрения ритма, но при этом, при чтение возникает ощущение мертвого стиха. Я видел, как авторы иногда комментировали такой стих словами «стих по смыслу интересный, но он меня не тронул»
Иногда автор мне показывал стих и с удивлением вопрошал, Джон скажи, что в этом стихе такого особенного, ведь смысл стиха достаточно банальный, но он набрал огромное количество откликов.
Я не всегда знал, что ответить им, до сегодняшнего дня. А сегодня меня постигло озарение. Меня просто пронзила идея, которая показалась мне до удивления простой и в тоже время, она давала ответы на многие вопросы. Как я уже писал ранее в основе поэзии лежат гармоничные звуковые колебания. Но какими должны быть эти колебания, чтобы вызывать чувство гармонии и восхищения? Как найти общий знаменатель или как найти то, что делает похожими друг на друга стихи вызывающие восхищение.
Размышляя над этим, я вдруг вспомнил данное , что само существование физической вселенной основано на принципе изменения. А большинство машинных кодов основаны именно на том, что в их основе лежит двоичный код - О1. Арабские цифры это десятичная система исчисления, но и ее можно легко перевести в двоичную и это будет выглядеть так.
Слева мы расположим код в двоичной системе , а справа арабские цифры
00 – 0; 01 – 1; 10 – 2; 11 - 3; 100 – 4; 101 – 5; 110 – 6; 111 – 7; 1000 – 8; 1001 – 9;
1010 -10; 1011 -11; 1100 – 1; 1101 – 13; 1110 – 14; 11111 – 15; 10000 – 16; 10001 – 17;
10010 – 18; 10011 – 19; 10100- 20; 10101 – 21 и так далее.
Теперь давайте еще раз вернемся к мысли, что в основе поэзии лежат гармоничные звуковые колебания, то есть в каждой строке есть строгое количество слогов.
И именно они образуют размер, и если привести арабские цифры в двоичную систему то получится очень интересная вещь. Не знаю пока, куда сегодня заведут мои исследования, но давайте попробуем последовать за мной.
Итак, если взять например всем известное стихотворение Александра Блока , то размер будет следующий. Слева арабские цифры, а следом идет отображение их в двоичном коде.
(09) 1001 Ночь, улица, фонарь, аптека,
(08) 1000 Бессмысленный и тусклый свет.
(09) 1001 Живи еще хоть четверть века -
(08) 1000 Все будет так. Исхода нет.
(09) 1001 Умрешь - начнешь опять сначала
(08) 1000 И повторится все, как встарь:
(09) 1001 Ночь, ледяная рябь канала,
(08) 1000 Аптека, улица, фонарь.
Давайте еще раз вспомним, что в основе поэзии лежат гармоничные звуковые колебания.
Колебания можно отобразить графиком относительно оси координат, при этом - 0 будет лежать на оси х , а цифра выше 1 и соответственно по оси у.
Цифра 9 – 1001 отобразится вот так
1……………1
……0…0
А цифра 8 вот так
1
.......0...0...0
Разница только в последней цифре, первые три точки накладываются и рождают похожесть, а отличие последних точек дает нам, то самое необходимое изменение, которое лежит в основополагающем принципе существования вселенной.
Гармония в начале строки и изменения в конце делают строчки и гармоничными и живыми одновременно. Как мне кажется, полное совпадение точек сделает стих технически идеальным, но при этом в нем не останется той самой жизни, которая заставляет ощущать красоту и эстетику стиха.
Правда интересно? Давайте посмотрим еще на какой нибудь стих… Я попробовал вспомнить стихи классиков и еще один пришедший на ум стих был «Парус» М.Ю Лермонтова с классическим размером 9-8
(09) Белеет парус одинокой
(08) В тумане моря голубом!..
(09) Что ищет он в стране далекой?
(08) Что кинул он в краю родном?..
(09) Играют волны — ветер свищет,
(08) И мачта гнется и скрипит...
(09) Увы! Он счастия не ищет,
(08) И не от счастия бежит!
(09) Под ним струя светлей лазури,
(08) Над ним луч солнца золотой...
(09) А он, мятежный, просит бури,
(08) Как будто в бурях есть покой!
Да что же такое то, подумал я… И вспомнил еще один стих который когда-то мне очень нравился – «Анчар» А.С Пушкина. На мое удивление размер был… 8-9
(08) В пустыне чахлой и скупой,
(09) На почве, зноем раскаленной,
(08) Анчар, как грозный часовой,
(09) Стоит — один во всей вселенной.
(08) Природа жаждущих степей
(09) Его в день гнева породила,
(08) И зелень мертвую ветвей
(09) И корни ядом напоила.
(08) Яд каплет сквозь его кору,
(09) К полудню растопясь от зною,
(08) И застывает ввечеру
(09) Густой прозрачною смолою.
(08) К нему и птица не летит,
(09) И тигр нейдет: лишь вихорь черный
(08) На древо смерти набежит —
(09) И мчится прочь, уже тлетворный.
(08) И если туча оросит,
(09) Блуждая, лист его дремучий,
(08) С его ветвей, уж ядовит,
(09) Стекает дождь в песок горючий.
(08) Но человека человек
(09) Послал к анчару властным взглядом,
(08) И тот послушно в путь потек
(09) И к утру возвратился с ядом.
(08) Принес он смертную смолу
(09) Да ветвь с увядшими листами,
(08) И пот по бледному челу
(09) Струился хладными ручьями;
(08) Принес — и ослабел и лег
(09) Под сводом шалаша на лыки,
(08) И умер бедный раб у ног
(09) Непобедимого владыки.
(08) А царь тем ядом напитал
(09) Свои послушливые стрелы
(08) И с ними гибель разослал
(09) К соседям в чуждые пределы.
Я не собирался сдаваться и поискал еще стихи и вспомнил Зимний вечер А.С. Пушкина
(08) Буря мглою небо кроет,
(07) Вихри снежные крутя;
(08) То, как зверь, она завоет,
(07) То заплачет, как дитя,
(08) То по кровле обветшалой
(07) Вдруг соломой зашумит,
(08) То, как путник запоздалый,
(07) К нам в окошко застучит.
(08) Наша ветхая лачужка
(07) И печальна и темна.
(08) Что же ты, моя старушка,
(07) Приумолкла у окна?
(08) Или бури завываньем
(07) Ты, мой друг, утомлена,
(08) Или дремлешь под жужжаньем
(07) Своего веретена?
(08) Выпьем, добрая подружка
(07) Бедной юности моей,
(08) Выпьем с горя; где же кружка?
(07) Сердцу будет веселей.
(08) Спой мне песню, как синица
(07) Тихо за морем жила;
(08) Спой мне песню, как девица
(07) За водой поутру шла.
(08) Буря мглою небо кроет,
(07) Вихри снежные крутя;
(08) То, как зверь, она завоет,
(07) То заплачет, как дитя.
(08) Выпьем, добрая подружка
(07) Бедной юности моей,
(08) Выпьем с горя; где же кружка?
(07) Сердцу будет веселей.
Ну что ж размер тут уже немного другой и посмотрим, что нам это дает в двоичной системе
1000 – 8;
111 – 7;
Если нарисовать график для цифры 8
х
....х...х...х
А для цифры 7 он выглядит вот так
....х...х...х
0
Если нарисовать это на бумажке, то на одном графике будет еще нагляднее, и на нем видно что точки нигде не накладываются, то есть волна идет свободно. Но в целом отличие графиков волн друг от друга дает, то самое чувство изменения просто на другом уровне.
Интересно, подумал я, а давай теперь вспомним какой-нибудь стих, который мне по ощущениям не кажется гармоничным, и тут же вспомнил стих «Товарищу Нетте - пароходу и человеку» В Маяковского. Не буду приводить его весь достаточно взглянуть на начало, посчитать слоги и отобразить их в двоичной системе чтоб вам все было ясно.
Итак, напомню, как считается двоичная система 00 – 0; 01 – 1; 10 – 2; 11 - 3; 100 – 4; 101 – 5; 110 – 6; 111 – 7; 1000 – 8; 1001 – 9; 1010 -10; 1011 -11; 1100 – 1; 1101 – 13; 1110 – 14; 11111 – 15; 10000 – 16; 10001 – 17; 10010 – 18; 10011 – 19; 10100- 20; 10101 – 21 и так далее.
(06) 110 Я недаром вздрогнул.
(05) 101 Не загробный вздор.
(01) 1 В порт,
(03) 11 горящий,
(08) 1000 как расплавленное лето,
(06) 110 разворачивался
(03) 11 и входил
(06) 110 товарищ Теодор
(02) 10 Нетте.
(03) 11 Это — он.
(06) 110 Я узнаю его.
(11) 1011 В блюдечках-очках спасательных кругов.
(04) 100 — Здравствуй, Нетте!
(07) 111 Как я рад, что ты живой
(05) 101 дымной жизнью труб,
(06) 110 канатов и крюков.
(05) 101Подойди сюда!
(05) 101Тебе не мелко?
(04) 100 От Батума,
(07) 111 чай, котлами покипел...
Видите? Давайте попробуем нарисовать график хотя бы для первых строк
(06) 110 Я недаром вздрогнул.
х...х
........х
(05) 101 Не загробный вздор.
х.......х
....х....
(01) 1 В порт,
...х
(03) 11 горящий,
....х...х
х........
(08) 1000 как расплавленное лето,
х
...х...х...х
(06) 110 разворачивался
х...х...
..........х
(03) 11 и входил
......х...х
х..........
(06) 110 товарищ Теодор
х...х...
..........х
(02) 10 Нетте.
х.....
...х..
Если вы нарисуете это еще и на листочке бумаги и наложите строчки друг на друга вы хорошо увидите, все эти причудливые пересечения , но ощущение гармонии когда я читаю эти строки , у меня отсутствует, потому что нет волны, есть только хаотичное пересечение. Не знаю как вы, а от чтения Маяковского кайфа я не испытываю.
Ну хорошо, это Маяковский, давайте вспомним еще кого нибудь, и поищем стихи... Ну например С. Есенина. «Калики»
Итак смотрим размер... везде 11-10
(11) Проходили калики деревнями,
(10) Выпивали под окнами квасу,
(11) У церквей пред затворами древними
(10) Поклонялись пречистому Спасу.
(11) Пробиралися странники по полю,
(10) Пели стих о сладчайшем Исусе.
(11) Мимо клячи с поклажею топали,
(10) Подпевали горластые гуси.
(11) Ковыляли убогие по стаду,
(10) Говорили страдальные речи:
(11) "Все единому служим мы господу,
(10) Возлагая вериги на плечи".
(11) Вынимали калики поспешливо
(10) Для коров сбереженные крохи.
(11) И кричали пастушки насмешливо:
(10) "Девки, в пляску! Идут скоморохи!"
Пробуем нарисовать график
(11) 1011 Проходили калики деревнями,
1.......1...1
....0.........
(10) 1010 Выпивали под окнами квасу,
1.......1....
....0........0
Волна накладывается в первых трех точках друг на друга и в последней расходится вызывая то самое необходимое изменение ритма.
Вот еще один стих Есенина
ЗВУКИ ПЕЧАЛИ
(Из цикла "Больные думы")
(10) Скучные песни, грустные звуки,
(07) Дайте свободно вздохнуть.
(11) Вы мне приносите тяжкие муки,
(07) Больно терзаете грудь.
(00)
(10) Дайте отрады, дайте покоя,
(07) Дайте мне крепко заснуть.
(11) Думы за думами смутного роя,
(07) Вы мне разбили мой путь.
(00)
(10) Смолкните, звуки - вестники горя,
(07) Слезы уж льются из глаз.
(11) Пусть успокоится горькая доля,
(07) Звуки! Мне грустно от вас.
(00)
(10) Звуки печали, скорбные звуки,
(07) Долго ль меня вам томить?
(11) Скоро ли кончатся тяжкие муки,
(07) Скоро ль спокойно мне жить?
Смотрим размер 10 -7 - 11- 7
В двоичной системе это выглядит так
1010
..111
1011
..111
Давайте сравним графики рифмующихся строчек -
х………х…… (10) Скучные песни, грустные звуки,
……х………х
х………х……х (11) Вы мне приносите тяжкие муки,
……х…………
Как мы видим, опять то самое наложение волн в трех точках и отличие в последней.
Графики же этих строк полностью совпадают
( 07) Дайте свободно вздохнуть.
(07) Больно терзаете грудь.
……х…х…х
0……………
Но вот если бы рифмовка была бы не абаб, а например абба или аабб, при таком же размере, то пришлось бы сравнивать графики по другому, и как мне кажется стих бы от этого проиграл, потому что вызвал бы дополнительные пересечения на пути звуковой волны.
Давайте возьмем еще кого-нибудь из классиков.
Ну, например вот стих А. Ахматовой.
(09) 1001 Все мы бражники здесь, блудницы,
(08) 1000 Как невесело вместе нам!
(08) 1000 На стенах цветы и птицы
(07) 111 Томятся по облакам.
(08) Ты куришь черную трубку,
(07) Так странен дымок над ней.
(09) Я надела узкую юбку,
(08) Чтоб казаться еще стройней.
(09) Навсегда забиты окошки:
(09) Что там, изморозь или гроза?
(09) На глаза осторожной кошки
(07) Похожи твои глаза.
(09) О, как сердце мое тоскует!
(07) Не смертного ль часа жду?
(08) А та, что сейчас танцует,
(08) Непременно будет в аду.
Рифма как мы видим абаб , а вот размер в 4 катренах самый разный.
Посмотрим, к каким выводам это нас приведет.
Рисуем график первого катрена
(09) 1001 Все мы бражники здесь, блудницы,
х................................х
...........х.......х...............
(08) 1000 Как невесело вместе нам!
х...................................
..........х........х.........х
(08) 1000 На стенах цветы и птицы
х...................................
..........х........х.........х
(07) 111 Томятся по облакам.
.....х...х...х
................
Вот если честно не знаю как вам, а мне кажется что 4 строка, не имея никаких точек накладывающихся на рифмующуюся строчку, дает нам как раз тот самый авторский прием, когда смысл стиха прекрасно накладывается на поведение звуковой волны
Смотрите, какое еще интересное наблюдение, если сравнивать смысл и пересекающиеся точки первой строки и четвертой
(09) 1001 Все мы бражники здесь, блудницы,
Х................................х
...........х.......х...............
(07) 111 Томятся по облакам.
......х...х...х
..................
Последние слова в каждой строке «блудницы и облака» попадают как раз на пересечение точки на графике, давая намек на ассоциацию блудящих, гуляющих облаков.
Смотрим дальше поведение волны
(08) Ты куришь черную трубку,
х...................................
..........х........х.........х
Начало и спад волны вниз с дальнейшим ровным движением
(07) Так странен дымок над ней.
......х...х...х
..................
Я начинаю уже восхищаться, просто фантастическая способностью автора, смотрите опять идет наложение поведения волны идущей только поверху, на смыл строки.
(09) Я надела узкую юбку,
х................................х
...........х.......х...............
Такой зигзаг уходящий вниз на две точки и снова уходит вверх, точно узкая книзу юбка.
(08) Чтоб казаться еще стройней.
х...................................
..........х........х.........х
Опять движение вниз, но вот она, стройность последних трех точек вытягивающих волну. Смотрим следующий катрен.
(09) Навсегда забиты окошки:
х................................х
...........х.......х...............
(09) Что там, изморозь или гроза?
х................................х
...........х.......х...............
(09) На глаза осторожной кошки
х................................х
...........х.......х...............
(07) Похожи твои глаза.
......х...х...х
..................
Первые три строки одинаковые по размеру и волне, а теперь вдумайтесь в их содержание, тут образы, которые объединяет одно - чувство опасности. Но последняя строка отличается по волне от первых трех, и имеет только одну последнюю точку пересечения, как бы говоря глаза то конечно похожи, но автор все равно видит в них отличие и некую свободу, которая опять же в этой свободно текущей волне.
(09) О, как сердце мое тоскует!
х................................х
...........х.......х...............
Волна падает вниз и потом опять уходит вверх., сравните с образом сами.
(07) Не смертного ль часа жду?
......х...х...х
..................
Полное свободное движение поверху, опять как бы намекая на свободу.
(08) А та, что сейчас танцует,
х...................................
..........х........х.........х
(08) Непременно будет в аду.
х...................................
..........х........х.........х
Обе строчки похожи и по волне и по эмоции вкладываемой автором.
Осмысливая еще раз наложения образов на поведение волны графика, я честно говоря, в полном шоке. для меня это тот самый случай когда вроде бы на первый взгляд сбитая ритмика, на самом деле великолепно повторяет поведение графика волны.
Браво Анна Сергеевна!!!! Я в полном восхищении от увиденного.
Подводя итог своим ночным мыслям и бдениям, могу только добавить, что автор сего исследования не претендует на то, что все выше написанное истина в последней инстанции, скорее это просто приглашение заинтересованных авторов к дальнейшему разговору.
И если пойти еще глубже, то можно подумать на тему, что буквы можно тоже записать двоичным кодом. И проведя дополнительные исследования в этой области, возможно наконец то мы дойдем до осознания того, какое же Слово было в действительности сказано в начале создания всей этой вселенной...
С улыбкой Джон МаГвайер